МЕТОДИКА

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ Е.О. КОМАРОВСКОГО

Формирование групп в существующей системе детских дошкольных учреждений происходит, как правило, на основе двух доминирующих факторов:

  • по территориальному признаку, т. е. в детский сад идут дети, проживающие на определенной территории, и этот фактор доминирует в системе муниципальных детских дошкольных учреждений;
  • по уровню благосостояния родителей — речь идет о частных детских садах, предоставляющих некий уровень услуг, который определяет цену и отвечает на вопрос: — доступен этот детский сад данной семье или нет?
    Возможны и другие варианты — например детские садики семейного типа или детские садики при определенных организациях или предприятиях (при посольстве, при заводе, при воинской части и т. п.).

    Принцип формирования групп таит в себе принципиальное противоречие. Дело в том, что родители детей, посещающих один и тот же детский сад, имеют разные, иногда абсолютно противоположные взгляды на то, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Другими словами, представления мам и пап о том, как надобно в детском саду за детьми ухаживать (кормить, одевать, учить гулять и т. д.) разняться порою самым решительным образом.

    Следует подчеркнуть, что дети, начинающие посещать детский сад, исходно имеют не только разный уровень здоровья, но и воспитаны в разных условиях. Простые, но показательные примеры:

  • до детского сада родители Васи гуляли с ребенком 1 час в день, а родители Маши — 4 часа. В детском саду гуляют 3 часа. Мама Васи уверена: сопли потому, что перегуляли, а папа Маши убежден: ребенок стал хуже спать потому, что меньше гуляют;
  • до детского сада кормление Пети проходило под девизом «хочешь ешь, не хочешь — ну и не надо, обед через 4 часа», а питание Наташи осуществлялось по принципу «пустая тарелка любой ценой». Понятно, что каким бы ни был детский сад, кто-то из родителей обязательно будет недоволен...

Главная задача детского сада «Комарик» состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Основные принципы касаются следующих моментов:

Окружающая среда

  • поддержание правильного температурного режима (22oC в игровой комнате и 19oС в спальне)
  • поддержание правильной влажности воздуха в помещении, где находится ребенок (50-70%)

Кормление

  • кормление ребенка только по аппетиту, определенным набором безопасных продуктов
  • сознательное ограничение еды при признаках недомогания ребенка
  • внимание к желаниям ребенка и отсутствие примеров «хорошо едящих детей»
  • специально составленное доктором меню, с предпочтением местных продуктов, компотов — вместо какао, фруктов — вместо фруктовых соков

Дневной сон

  • В прохладной комнате, но теплой одежде
  • Если ребенок спать не хочет, либо спит меньше или больше — это его право. Воспитатель подстраивается под конкретного ребенка, предлагая ему занятие по душе.

Развитие

  • прогулки на свежем воздухе в любую погоду
  • подготовка к прогулке — такое же методически важное мероприятие для воспитателя, как и организация занятий
  • проведение большей части занятий на свежем воздухе
  • предпочтение активных игр с профессиональным педагогом, играм с игрушками, когда ребенок предоставлен сам себе